Главная Мнения "Инвестору и стартаперу тяжело встретиться"

"Инвестору и стартаперу тяжело встретиться"

05.09.2011 в 11.33 1614Просмотров: 1614 0Комментариев: 0
Каждый месяц Марина Трещова рассматривает как минимум девять бизнес-идей. В отличие от других венчурных компаний Fast Lane Ventures штампует стартапы со скоростью конвейера. Гендиректор компании Марина Трещова рассказала о процессе отбора проектов.


Чем руководствовалась Direct Group при создании венчурной компании Fast Lane Ventures?

Текст: Светлана Рагимова

 
У Direct Group долгая история: за 12 лет мы запустили много успешных компаний, включая такие известные, как Otto Group Russia, Ozon.ru, Русфинанс банк и др. Мы знаем, как создать бизнес быстро и качественно, как привлечь талантливых и правильных людей, как выстроить эффективную систему управления с учетом различных нюансов российской действительности. Этот опыт привел нас к логичному, на мой взгляд, шагу — сконцентрироваться на интернет-проектах. Потому что большой частью дистанционной торговли, которой мы исторически занимались, является электронная коммерция.
 
 

Чем ваша деятельность отличается от работы обычного венчурного фонда?

Мы изначально не видели себя как венчурный фонд. У нас есть фонд-соинвестор, помимо основателей бизнеса инвестирующий в компанию. Fast Lane Ventures — это венчурная компания, она в отличие от венчурного фонда вовлечена в оперативное управление бизнесами, которые мы запускаем. Мы очень активно взаимодействуем со стартапами на ранней стадии — в первые два-три месяца после запуска. Позднее, когда сформировано ядро команды и все процессы запущены (в среднем мы создаем компании за 50-60 дней), мы выполняем в основном контролирующие функции. Это сильно отличается от того, что делают обычно венчурные фонды. В управляющей команде Fast Lane Ventures сегодня 45 экспертов, тогда как в фондах обычно пять человек.

Но при этом компания, как и фонды, зарабатывает прибыль на росте капитализации и выходе из проектов?

Да, верно, в наших интересах выйти из портфельных компаний в течение трех-пяти лет. Всего за 14 месяцев нашей деятельности мы получили предложения по продаже некоторых наших бизнесов. Но сегодня нам это неинтересно, потому как мы считаем, что в состоянии довести компании до уровня крупного бизнеса, за это время значительно повысив их ценность. Схема нашей работы следующая: мы даем сильный энергетический импульс своим компаниям, ставим их на ноги, пока они не становятся достаточно зрелыми и самостоятельными. Затем приходит стратегический инвестор с десятками лет опыта на своем рынке и развивает бизнес до принципиально нового уровня.

Почему тогда другие не перенимают эту модель?

Потому что это совсем не просто. Нужны соответствующие компетенции и финансовые возможности. У каждой компании есть сильные стороны, мы компетентны именно в запуске новых бизнесов. К примеру, одна крупная российская компания, торгующая детскими товарами, считала большим достижением за год повышение числа продаж через свой интернет-магазин с 50 до 80 покупок в день. Тогда как в наш магазин обуви Sapato спустя год после его старта заходят ежедневно 150 тыс. человек, которые делают около 20 тыс. заказов в месяц.

Ну называть интернет-магазин обуви стартапом — это уже слишком.

Стартап — молодая компания, чья деятельность связана с любой инновационной технологией. Онлайн-торговля — высокотехнологичный инновационный бизнес. Уровень технологичности, который требуется для того чтобы онлайн-торговля была прибыльной и компания эффективно работала, очень высок. Сегодня у Sapato в ассортименте примерно 200 мировых брэндов, с которыми заключены прямые контракты, почти 6 тыс. наименований. Чтобы стать единственным местом, куда бы потребители ходили за обувью, необходимо предложить огромный ассортимент, а часть его должна быть эксклюзивной. Необходим прекрасный сервис, здесь тысяча составляющих. В Sapato сейчас 65 человек, огромный собственный call-центр, аутсорсинговый call-центр, несколько курьерских компаний в качестве подрядчиков. Это сложный бизнес, им надо управлять с помощью высоких технологий.

Где вы берете идеи для запуска новых проектов? Только лишь внутри компании?

Мы открыты для тех, кто обращается к нам со своими бизнес-планами. На наш электронный ящик приходит около 150 заявок в месяц. Но в первую очередь мы прорабатываем собственные замыслы. Отчасти потому, что нам сложно найти внешние идеи, которые соответствовали бы нашей стратегии и требованиям, а также в силу фактора времени. В случае с внешним основателем на подготовительные операции, такие как договоренность о распределении долей, необходимо потратить три-четыре месяца. Тогда как мы за этот срок уже могли бы запустить бизнес, начать продажи.

Как устроен механизм отбора идей в вашей компании? Сколько человек этим занимаются?

В подразделении Business Development Group — вместе с инвестиционным блоком — шесть человек. Раз в неделю проводим инвестиционные комитеты, в которые входят основатели бизнеса, несколько ключевых людей FLV, в том числе я, и инвестиционный директор со своей командой. Всего в месяц рассматриваются восемь-десять собственных идей и одна-две внешние. Каждая идея проходит три стадии. Первая — интересно, есть потенциал, соответствие критериям, возможности для развития в крупный бизнес, нацеленность на массовый рынок. Вторая стадия — анализ конкурентной среды, изучение российских условий. Третий этап — финансовый план на пять лет, бизнес-план, который в цифрах должен подтвердить наш интерес к этой идее. На сегодняшний день мы запустили 12 компаний, еще четыре находятся в pipeline. Из этого числа 70% — собственные идеи, 30% (то есть два бизнеса) пришли с рынка. Один из двух — сервис TravelRent, реализующий популярную в мире модель AirBNB. Этот сервис предоставляет возможность остановиться за небольшие деньги на одну-две ночи в любом городе в частном секторе. Им часто пользуются студенты, которые сдают арендованное жилье в субаренду.

Второй проект еще не запущен, подробностей не могу раскрывать. Это компания в сфере интернет-услуг для офлайновых ритейлеров. 

Зачем вы с такой скоростью штампуете стартапы — за 50 дней?

Хотя многое еще не реализовано, ситуация не стоит на месте. Mail Group, "Яндекс" вышли на IPO, их успехи привлекают к отечественному интернет-рынку западных инвесторов, частные фонды создают подразделения специально для инвестирования в Россию. Если мы не осуществим наши идеи прямо сейчас, то завтра обязательно придет кто-то и сделает это за нас. Чем быстрее мы сделаем какой-то проект, тем больше будет у нас фора. Но мы планируем запустить не более 20 проектов. С точки зрения эффективного ведения бизнеса это предельное число.

Какие сложности существуют на рынке венчурных инвестиций и в российском движении предпринимателей-стартаперов?

Инвестору и стартаперу тяжело встретиться, слишком большая воронка отбора проектов. Даже хорошая идея может не дойти до этапа воплощения, потому что ее просто не умеют правильно оформить: не только описать, но еще и проработать до уровня бизнес-плана. На конференции YEES ко мне подошел человек, с которым мы в итоге сейчас разрабатываем схему партнерства. Но изначально я просто чудом обратила на него внимание и порекомендовала связаться с бизнес-девелопером. Он заявил: "Мне сказали, что у вас тут можно денег попросить. У меня есть бизнес, можно я у вас сейчас попрошу? Как мне правильно просить?" Оказалось, что у него действительно есть интересная идея, но при этом смутное понимание того, как довести ее до уровня хорошего бизнеса. Даже самый терпеливый инвестор-профессионал не будет через это все проходить. Считается, что лидер не в состоянии реализовать идею, если он не может даже просто правильно подготовиться к тому, чтобы ее представить.

От каких хороших идей вам пришлось отказаться и почему?

Мы очень долго рассматривали сегмент детских товаров и все-таки решили не делать проект в этой области. Мы столкнулись с неадекватностью предпринимателей из этой сферы. Одна компания, у которой не больше десяти заказов в день, пришла с красивой презентацией и предложила купить свой бизнес за $10 млн. На этом рынке очень низкая маржинальность, а при высокой стоимости логистики, а она, к сожалению, является в России правдой жизни, работать в этой сфере нет сегодня никакого смысла.


Источник: Коммерсант
Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza